Симпозиум "Школа родительства"

В Северном государственном медицинском университете состоялась (30-31 марта) Пятая областная научно-практическая конференция "Здоровый образ жизни - выбор современного человека". На симпозиуме "Школа родительства" с докладом выступил священник Даниил Горячев. Основные тезисы выступления, посвященного богословию семьи, были следующие.
"Все мы признаём ценность семьи. Как показывают социальные опросы, в России люди ставят эту ценность на первое место. Слава Богу, что мы признаем ценность семьи хотя бы на уровне наших идеалов, однако наша реальность говорит о другом. Вообще, когда заходит разговор о семье в России, то (по словам о. Димитрия Смирнова) чаще всего используется два понятия: кризис или катастрофа. Не буду их иллюстрировать данными статистики разводов, неполных семей, бездетных семей, абортов, социального сиротства, одиноких стариков и других показателей. Скажу только об одном, о чем слышу почти каждый день на исповеди. Это - грехи: раздражительность, вспыльчивость, ссоры, недружелюбие, невнимательность, черствость, укоризны и т.д. — по отношению к членам своей семьи, к своим домочадцам (с которыми сколько времени в день мы проводим? И сколько из этого — в личном диалоге?..).
В этих случаях приходится отсылать людей к хорошим книгам по семейной психологии (например, Ю.Б. Гиппенрейтер), в двух словах рассказывать о «я-сообщенииях» как способе делиться своей эмоцией, раскрываться, не накапливать её в себе до критического уровня, об активном слушании, о принятии, о том, что нужно обнимать своего ребенка минимум 8 раз в день — всё это очень близкие нам христианские темы.
Но хотелось бы и свою лепту внести в дело приведения семьи из ценностей идеальных в ценности реальные, т.к. наше поведение свидетельствует о недооценке теплоты семейной атмосферы, любви между ее членами.
Священное Писание и христианское богословие в целом видят в семье безусловную ценность и можно сказать — священность.
Создав человека, мужчину и женщину, Господь одновременно создает и семью, и она же является с самого своего создания Церковью, святыней. Раз семья — это Церковь, то в семье человек спасается. Про женщину так прямо и сказано: «Жена спасется чадородием» (1Тим. 2, 15). Но понятно, что не просто через рождение детей происходит спасение в вечности, или точнее не просто через физическое рождение. Аналогию можно провести с другим текстом, где «рождают» мужчины: «...Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его…» (Мф. 1, 2). Отцовство и Материнство (в высоком смысле) есть не только физическое (1) рождение ребенка, но и психологическое (2) рождение (его воспитание и образование, физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие, зарождение в его душе доброго начала), социальное (3) рождение как члена общества (приобретение социального статуса, профессии, помочь своему ребенку найти себя в жизни, раскрыть свои таланты и свое предназначение), духовное (4) рождение (передать свой духовный опыт, влюбить в свою веру), и наконец, рождение как родителя (5) — помочь своему чаду самому стать отцом или матерью, и вместе с этим суметь самим в это время устраниться, тем самым опять же оказав помощь в исполнении заповеди: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Быт. 2, 24).
Вот эта «плоть едина», мне кажется, самое лучшее определение брака. Это его суть, причем изложенная в Священном Писании и подкрепленная богословием (так, отец Павел Флоренский в работе «Столп и утверждение истины» пишет о том, что если дружба — это две плоти и одна душа, единомыслие, то брак — это две души и одна плоть). А добавления к этому пониманию брака могут как раз отвлечь от главного в сторону: «общей» душевности (психологической совместимости) или «общей» духовности (забывая: «...неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор. 7, 14)). Муж и жена как раз и должны быть несовместимыми, разными. Во-первых, они должны быть именно разных полов, во-вторых - из разных семей. Академик С.С. Аверинцев называл эту несовместимость "благословенной трудностью семьи": "Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и общечеловеческий запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу — до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине". Это о супругах.
"Что касается отношений между родителями и детьми, тут, напротив, единство плоти и крови — в начале пути; но путь — снова и снова перерезание пуповины. Тому, что вышло из родимого чрева, предстоит стать личностью. Это — испытание и для родителей, и для детей: заново принять как Другого — того, с кем когда-то составлял одно неразличимое целое в теплом мраке родового бытия. А психологический барьер между поколениями до того труден, что поспорит и с пропастью, отделяющий мужской мир от женского, и со рвом, прорытым между различными семейными традициями".
Хороший совет дает С.С. Аверинцев: «Не дай Бог молодому человеку настроиться на то, чтобы искать «девушку своей мечты»; весьма велика вероятность, что как раз та, которая вполне могла бы стать для него радостью и спасением, наименее похожа на этот призрак, а другая, напротив, ложно ориентирует его обманчивым сходством. Не дай Бог начинающим родителям планировать будущие отношения с детьми на те времена, когда последние будут подрастать; всё будет иначе. И слава Богу. Не дай Бог и детям из ложного пиетета в фантазии наделять своих родителей несуществующими добродетелями; во-первых, они рискуют не приметить за таким занятием того добра, которое есть, а во-вторых, самый неприглядный человек — более адекватный предмет для любви, чем самый импозантный истукан. Бог наш есть Сущий и Живый, и с мнимостями общения не имеет».
Итак, основной тезис моего доклада: через счастливую семью — к истинному Богопознанию. Или как пишет поэт:

А дороги все вели к дому.
И по ним я приходил к Храму.
(И. Григоров)
Думаю, что и Господь указывает нам именно этот — через дом — путь к Себе. Даже главная богословская терминология, имена Бога: Бог-Отец, Бог-Сын — это терминология семьи.
И наконец, последнее богословско-психологическое наблюдение: свое отношение к отцу человек переносит на свои отношения с Богом. Отсюда важность (под страхом смертной казни) соблюдения пятой заповеди: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор. 5, 16). Люби родителей — и всё будет хорошо, т.е. августиновское: «Люби — и делай что хочешь».
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Итак, семья — это церковь. Отец в ней — патриарх, мать — помощница, дети — народ Божий, который родители должны привести к Богу. Искажение этой Божественной картины мира следующее: отец уклоняется от своих священнических обязанностей, мать испытывает духовный голод (как более духовное существо — сотворена как завершение (совершенство) творения, из ребра (живая и близкая к сердцу материя, под которым и сама она будет вынашивать жизнь = Ева), берет дело в свои руки (феминизация) и переориентирует мужа на служение детям. Вместо истинного Богослужения появилось идолопоклонство, ребенок становится домашним божком, а семья - детоцентричной.
Для самих же детей такая родительская зацикленность на них оборачивается эгоцентризмом. Господь вложил в человека любовь. Однако если эта любовь направлена на самого себя, то она становится эгоизмом, частными проявлениями которого являются греховные страсти:
- чревоугодие — служение своему телу,
- блудная страсть — угождение своим похотениям,
- сребролюбие — забота о своем достатке,
- гнев — оберегание своих интересов,
- печаль, уныние — концентрация на своих проблемах,
- тщеславие — любование самим собой,
- гордыня — это вообще и есть самость, самоцен.
Таким образом, божественная способность любить оказывается обращенной на себя, тем самым искажает смысл любви. Истинная же любовь всегда обращена к Другому. Любовь есть выхождение из себя, самораскрытие.
«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Хочешь быть счастливым — сделай счастливым другого. Заповедь эта осуществляется, в первую очередь, в семье.